Управлять командой – это непростое умение, которому приходится учиться каждому топ-менеджеру и руководителю. К этому нельзя подходить бездумно, ведь каждая ошибка управляющего персонала может стать фатальной для бизнеса.
Ицхак Адизес, бизнес-консультант с более чем 25-летним опытом, создал собственную методику управления командой. Она основывается на идее, что культура взаимного доверия и уважения делает бизнес сильнее в долгосрочной перспективе, потому что на борьбу внутри компании силы не тратятся, а все свободные ресурсы бросаются на завоевание рынков. Как результат, компании улучшают финансовое состояние, привлекают самых талантливых сотрудников, создают и удерживают конкурентные преимущества и в целом занимают лидирущие позиции на рынке.
Методология Адизеса не раз была проверена на практике и дает эффективные результаты, вне зависимости от сферы деятельности, культуры внутри компании и ее размера. Адизес консультирует такие компании, как IBM, Bank of America, Visa, Volvo, Shell, Coca-Cola Foods, и другие.
Содержание методологии Адизеса.
Ицхак Адизес классифицирует все существующие стили управления следующим образом:
Производитель (Раеi). Этот руководитель выполняет (Р) функцию, гарантируя создание продукта, который нужен клиентам, и в то же время одинаково хорошо занимается администрированием, бизнес-процессами и интеграциями. Такой менеджер имеет два качества: он знает, что нужно клиентам, и знает, как это произвести. Кроме того, производитель не отступает, пока задача не выполнена полностью, а клиент не удовлетворен. Менеджер этого типа не просто знающий, но и целеустремленный.
Администратор (рАеi). Это самоорганизованный человек, который следит за тем, чтобы работа была доведена до конца. Он контролирует даже самые мелкие детали и всегда в курсе происходящего. Администратор прикрывает ваш тыл, защищает от хаоса и врагов. Он обязательно должен присутствует в развивающейся организации, которая активно разрастается в разных направлениях.
Генератор идей (раЕi). Управленец такого типа — не совсем предприниматель. Чтобы действительно руководить организацией и развивать ее, ему нужно одновременно иметь хорошо развитые навыки (Р). Генератор идей всегда имеет множество предложений, он выдает их целый поток, не особо разбираясь, какое предложение достойно рассмотрения и воплощения, а какое- нет. Если в нем недостаточно навыка (Р), он будет метаться между собственными идеями, так и не доводя ни одну из них до конца.
Интегратор (раеI). В управление компанией входит в том числе достижение ее постоянной работоспособности на протяжении многих лет. Именно для этого нужна интеграция — (I)¬функция. Она создает систему поведенческих и нравственных ценностей, атмосферу, которая поощряет совместную работу и делает работников взаимозаменяемыми. Если у руководителя отсутствует функция интеграции, то в экстремальной ситуации при отсутствии топ-менеджера команда не сможет проявить собственную инициативу, начать действовать. Менеджер с (I)-функцией — не просто хороший управленец, но настоящий лидер, которым, впрочем, не старается быть незаменимым.
Наиболее правильный стиль управления – это сочетание всех 4 вышеперечисленных функций PAEI. Обязанности каждого сотрудника должны соответствовать особенностям его стиля, а структура обязанностей в целом должна обеспечивать выполнение всех (РАЕI)-функций.
«Функции Р, А, Е и I представляют собой что-то вроде «витаминов» — все они необходимы для здоровья организации. Если хотя бы одного из них не хватает (ну нет его!), компании угрожает болезнь. Нас выручит взаимодополняющая команда, члены которой придерживаются разных подходов, а задачи каждого четко определены».
Неправильные типы менеджмента по Адизесу
Доктор Адизес не только описывает эффективные стили управления, но и предлагает подробный разбор неправильного менеджмента, возникающего при отсутствии у руководителя одной из функций.
Бюрократ (-А—) – самый узнаваемый вид руководителей. Для такого человека важно не то, что делает компания, а то, КАК она это делает. Бюрократ максимально внимательно относится ко всем правилам, нормам и требованиям, порой не зная меры. Главный недостаток бюрократа – он слишком много времени тратит на мелочи и детали, но всю картину целиком не видит. Кроме того, он боится рисков.
Герой-одиночка (Р—) — прекрасный исполнитель, настойчивый и целеустремленный. Но он совершенно не способен к административной деятельности, не умеет координировать или делегировать задачи, контолировать, чтобы начатое было доведено до конца. Это не совсем предприниматель в полном смысле слова: у него нет творческих порывов, он не выдает идеи, не рискует и не чувствителен к межличностным отношениям в коллективе. Он не способен сформировать эффективную команду и помочь ей развиваться.
Горячий сторонник (—I) имеет способности только к интеграции. Он не обладает лидерскими качествами, не умеет решать глубинные проблемы, нет определенных целей. Он переносит принятие решения, можно сказать, что его единственная цель – это создание видимой гармонии и согласия, хотя на самом деле все может быть совсем не так.
Поджигатель (—Е-) — этот руководитель — отличный предприниматель, впрочем, не наделенный остальными функциями. Он активный инноватор, но для него не важно, зачем и что делать. Поджигатель всегда задает себе «почему бы нет?». И делает, без планирования результатов и контроля выполнения. Поджигатель – отличный оратор, он умеет мотивировать и имеет львиную дозу обаяния. Работать под ним всегда увлекательно, но только до тех пор, пока вы не поймете, что его приоритеты постоянно меняются, и то, что вы делаете – для него уже не важно, он переключился на новый проект. Он часто заставляет сотрудников работать внеурочно, в напряженном режиме, потому что нюансы выполнения меняются каждый час.
Мертвый пень (—-) в прошлом был представителем одно из 4 видов неправильного управления, но потерял даже ту единственную функцию, которую выполнял. Доктор Адизес характеризует Мертвого пня как человека с низким управленческим метаболизмом. Он абсолютно безынициативен и ждет, пока хоть кто-нибудь ему скажет, что делать. Он не берет новую работу, не склонен к переменам и новым проектам. Он ни с чем не борется, ни на что не жалуется. Фактически, он продолжает свою работу просто по инерции, и естественно, постепенно сила инерции ослабевает.
«Конечная цель процесса управления — сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе — не больше и не меньше. Если мы обеспечим результативность и эффективность организации в ближайшей и долгосрочной перспективе, этого достаточно для благополучия и успеха любой организационной структуры, будь то супружеский союз, правительство, многонациональная корпорация или кондитерская».
Ицхак Адизес доктор философии, настоящий гений, бизнес-консультант с мировым именем, мы гордимся тем, что были причастны к продвижению мастер-классов Ицхака Адизеса. За 3 месяца мы провели обширную рекламную кампанию в крупнейших украинских СМИ, запустили медийную и контекстную рекламу, вели сообщество в социальных сетях, вели партнерскую рассылку по базе подписчиков СМИ, и даже разработали эксклюзивную автоматизированную партнерскую программу, которая передавала продавцам билетов по 15% от стоимости. Как результат, все билеты на мероприятие были раскуплены задолго до его проведения.
Более детальную информацию об этом кейсе вы можете посмотреть в портфолио на нашем сайте.